Этой теме мы уделим больше внимания, как очень значимой, наименее разработанной и наиболее запутанной.
Во все времена при обсуждении текущей ситуации в государстве можно услышать: «Люди сегодня ничем не дорожат — не то, что раньше» или «У этих молодых родителей нет ничего святого». Так или иначе, каждый из нас оценивает события повседневной жизни и выражает свое отношение к ним. Когда личностные ценностные суждения касаются наших отношений с окружающими, они превращаются в моральные суждения. На общих ценностях, лежащих в основе этих моральных суждений, основывается наша личная этика. При этом помимо личной этики существует и этика профессиональная.
Свои ценности существуют и в социальной работе, сотрудники организаций системы защиты прав детей должны обязательно усвоить их в процессе обучения наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками. Социальная работа — удивительная профессия: это религия без теологии, философия без парадигмы. Сказать, что ценности и этические принципы составляют суть социальной работы — значит не заметить самого главного. Социальная работа — это и есть ее ценности. Не будет преувеличением сказать, что социальная работа как никакая другая профессиональная деятельность (за исключением служения в религиозных организациях), по сути, сводится к систематическому применению в повседневной практике своих базовых ценностей.
Принципиально важно, с моей точки зрения, различать профессиональные ценности специалиста и его личные морально-нравственные ценности. Важно помнить, что личные реакции (эмоции) специалиста могут не совпадать или даже противоречить профессиональной трактовке сложившейся ситуации. Это проявление еще одной особенности социальной работы – при выполнении своих профессиональных обязанностей часто мы должны помогать и поддерживать тех людей, поведение и установки которых противоречат нашим личным установкам, при этом наша помощь должна быть эффективной и искренней. Понимание механизмов преодоления этой трудности через разделение личной и профессиональной позиции помогает существенно снизить риск эмоционального выгорания у специалистов. Навык разделения личной и профессиональной позиции, разрешение для себя их одновременного сосуществования в своем «внутреннем пространстве», позволяет специалисту контролировать процесс выбора вариантов реагирования на поведение членов семьи. Это умение задавать себе вопрос: «Я решил так действовать, потому что разозлился на этих пьяных родителей или это выбор опирается на мое понимание наилучших интересов этого ребёнка в этой семье».
Таким образом, с точки зрения повседневной практики, профессиональная ценность – это не лозунг, и не требование к специалисту «иметь правильный, соответствующий профессии, морально-нравственный облик». Это сформированный в процессе обучения и регулярной супервизии навык, который можно и должно развивать. Это навык определённым образом думать о клиенте, анализировать ситуацию коммуникации с клиентом, в которой специалист оказался сейчас или/и был до этого; умение на основании этого понимания сложившейся ситуации совершать выбор своих дальнейших профессиональных действий.
Профессиональные ценности - это аксиомы социальной работы, опираясь на которые мы потом намного легче решаем сложные профессиональные задачи, встречающиеся в нашей непростой работе с семьями, в том числе с теми, где родители злоупотребляют алкоголем. Но аксиомы не только надо знать, надо еще уметь их правильно применять.
Проведя детальный анализ существующей литературы, Reamer [1994] пришел к выводу о том, что различные авторы последовательно упоминают 14 базовых ценностей. К ним относятся: (1) человеческое достоинство; (2) уважение к личности; (3) признание способности человека изменяться; (4) самоопределение; (5) стремление удовлетворить базовые человеческие потребности; (6) приверженность позитивным социальным переменам и социальной справедливости; (7) конфиденциальность; () стремление предоставить в распоряжение клиента ресурсы и услуги, достаточные для удовлетворения его базовых потребностей; (9) активизация внутренних ресурсов; (10) предоставление равных возможностей; (11) отсутствие дискриминации; (12) уважение к разнообразию; (13) готовность делиться своими профессиональны ми знаниями, умениями и навыками; а также (14) предоставление человеку возможностей для реализации его внутреннего потенциала.
Факторный анализ позволяет свести его к четырем базовым ценностям:
1) УВАЖЕНИЕ (каждый человек обладает неотъемлемой и неснижаемой внутренней ценностью (1) (2));
2) СВОБОДА (каждый человек имеет право быть свободным. Сюда относится право на «самоопределение» и «неприкосновенность частной жизни» (4) (7) (9) (12));
3) СПРАВЕДЛИВОСТЬ (каждый человек имеет право на социальную справедливость. Сюда же относится понятие «равенство возможностей» (6) (9) (10) (11) (12));
4) ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ (каждый человек обязан оказывать другому человеку помощь в осуществлении социальных прав и реализации внутреннего потенциала (3) (5) (13) (14)). Это, пожалуй, самая важная ценность социальной работы, которая отличает ее от всех других светских профессий.
Все остальные ценности, которые совершенно правомерно признаются важными и существенными компонентами социальной работы, являются либо производными от этих четырех базовых ценностей, либо средствами достижения соответствующих им моральных целей. Определения ценностных понятий, если мы исходим из того, что базовые ценности, лежащие в основе профессиональной деятельности социальных работников, являются своего рода контекстуально обусловленными проявлениями таких ценностных понятий, как «свобода», «справедливость», «социальная ответственность» и «присущее человеку чувство достоинства», нам следует уделить некоторое время рассмотрению этих понятий.
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Уважение. (Человеческое достоинство). Согласно знаменитому высказыванию Иммануила Канта, «каждая личность самоценна и самодостаточна». Идея о том, что, несмотря на все различия в способностях, достоинствах и жизненных обстоятельствах отдельных людей, существует универсальное качество, которое присваивает человеку абсолютную ценность и достоинство, является краеугольной в учении о правах человека. Для социальных работников убеждение в безусловной значимости каждого человека является основой всех ценностей и правил социальной работы. Каждый человек имеет право на самоопределение и справедливое отношение к себе и заслуживает всеобщего уважения. Это относится, как ко взрослым клиентам, так и в полной мере к детям из семей наших клиентов.
Как УВАЖЕНИЕ проявляется на практике – в повседневной деятельности специалистов. Это проявляется, прежде всего, в стиле коммуникации с клиентом (с родителями). Принятие ценности УВАЖЕНИЕ заключается в том, что специалист строит диалог/беседу из позиции, что его собеседник, безусловно, обладает потенциалом и ресурсами для конструктивного изменения своей жизненной ситуации, при этом он имеет право и должен нести ответственность за свои решения в процессе взаимодействия со службами. Конечно, специалисты могут не одобрять поведение своих клиентов, считать, что некоторые из них являются неадекватными или эгоистичными родителями или супругами…, В трудных случаях важно помнить, что основные эмоции для личной позиции в профессиональном контакте – обида на клиента и желание прервать контакт – закрыть дверь. При этом УВАЖЕНИЕ проявляется в сохранении другой основной «рабочей эмоции профессионала» - любопытстве - «Что же происходит? Ты можешь это сделать, я знаю, что у тебя есть такой ресурс. Что же тебе мешает?».. Т.е., устойчивая профессиональная позиция позволяет сохранить желание продолжить или даже усилить контакт с клиентом. Усилить/сделать контакт более глубоким для того, что бы понять – «как же ты сейчас работаешь? Я же знаю, что ты можешь». Искренне желание вместе с клиентом разобраться в ситуации, даже в случае неудачи во время беседы, помогает специалисту искренне сказать «Да, конечно вы так можете поступить. Но, просто знайте, что моя дверь для Вас открыта». УВАЖЕНИЕ, которое подразумевать делегирование клиенту ответственности за свое поведение и его последствия, оставляя специалисту ответственность только за профессионализм своих действий, позволяет специалисту не переживать такие ситуации как «поражение» («Человека можно привести к воде, но пить воду его силой не заставишь»). Это делает специалиста более уверенным и спокойным – повышает его эффективность и минимизирует случаи, когда поставленная цель беседы была не достигнута.
Ценность УВАЖЕНИЕ в практике работы с семьями помогает специалисту получить обоснованный профессиональный ответ (даже если его личные ценности против этого) на вопрос: Кто я сейчас рядом с этими родителями? Где границы моей ответственности за их семейную ситуацию? За что я действительно отвечаю в этой ситуации, а за что отвечают сами родители». Понимание УВАЖЕНИЯ позволяет специалисту правильно распределять ответственность за результат работы, за изменения в ситуации клиента – за них отвечает клиент/родители, а моя сфера ответственности – полнота и профессионализм моих действий, что бы они были в соответствии с требованиями технологии и профессиональных ценностей. Такая позиция обеспечивает использование всех шансов на конструктивное изменение ситуации, которые есть в данный момент времени. Как только, специалист, поддавшись своим эмоциям, начинает подгонять клиента в скорости изменений он теряет УВАЖЕНИЕ к клиенту. Он говорит ему: «Я лучше тебя пониманию про скорость и объем твоих изменений в твоей жизненной ситуации». С этого момента за наличие изменений в семейной ситуации, их динамику отвечает специалист. И если таких семей у него 15-20, то он становится Учителем – отвечает за жизнь 20 семей, на свою личную жизнь в итоге сил может не остаться, такова судьба Учителя.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ Общепризнанный символ справедливости — женщина с повязкой на глазах, которая держит в руке весы, — призван создать представление о справедливости как об объективном и беспристрастном взвешивании аргументов, представленных противостоящими сторонами. Но не всегда правомерно определение справедливости в терминах равного отношения к людям. Все люди имеют право на справедливое отношение к себе, но это не означает, что мы обязаны относиться ко всем людям одинаково. Иногда справедливость требует, чтобы к людям относились по-разному. Самое удачное определение понятия «справедливость» было дано Аристотелем, который говорил, что справедливость заключается в равном отношении к равным и неравном отношении к неравным, в последнем случае пропорционально степени значимости имеющихся между ними различий.
Учет различий особенно важен, когда мы применяем понятие «справедливость» к детям. Дети — это не взрослые. У них большие потребности в плане их развития. Они более уязвимы. В то же время они обладают весьма ограниченными возможностями в плане получения самостоятельного доступа к ресурсам, необходимым для нормального развития и обеспечения собственной безопасности. Они не выбирают свои жизненные обстоятельства и не в силах их изменить. В связи с этим именно СПРАВЕДЛИВОСТЬ требует, чтобы дети гарантировано получали возможность удовлетворить свои базовые (минимальные) потребности, такие как право на безопасное жилье, право на уход и воспитание, право на медицинскую помощь, право на развитие. С точки зрения СПРАВЕДЛИВОСТИ на большее внимания и защиту имею право рассчитывать дети, которые в данный момент лишены возможности удовлетворить свои минимальные и возрастные потребности. Государство в этом случае выступает в качестве гаранта их прав, поскольку дети не в состоянии защищать их самостоятельно. Возникновение системы органов защиты детства как раз и является результатом эволюционного развития общественных институтов с целью обеспечения справедливости для детей.
Что это дает специалисту. Принятие ценности СПРАВЕДЛИВОСТЬ позволяет отрефлексировать, что в практике социальной работы мы начинаем интервенцию в конкретную семью не потому что родители выпивают. Мы не наркологическая служба и не занимаемся лечением алкоголизма, а родители взрослые люди и имеют право покупать и употреблять алкоголь, как свободные люди они имеют право на свой выбор как распорядиться собственной жизнью. При этом дети этих родителей так же свободны и имеют право на уважение к себе. Мы начинаем интервенцию в семью, потому что злоупотребление алкоголем стало одной из причин нарушения прав ребёнка (нарушило его право на СВОБОДУ, УВАЖЕНИЕ и СПРАВЕДЛИВОСТЬ). Как только эта ситуация будет преодолена и ребенок окажется в безопасной, стабильной ситуации, создающей ему возможности для развития – мы будем первыми кто скажет – родители СВОБОДНЫ воспитывать детей исходя из своих собственных убеждений и ни кто не вправе вмешиваться в их семью.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ позволяет оставаться в профессиональной позиции в процессе взаимодействия с «проблемными родителями», т.е. благодаря принятию этой ценности специалист может отделить свое личное отношение к поведению родителей и профессионально обоснованную необходимость помочь ребенку. К первому сентября (в качестве помощи семье) мы даем ранец не пьющей маме ребенка, которая не смогла его купить. Это ранец ребенку, которые не может сам его получить и может прийти в школу «пустым». Это создает риск освоения им негативной «Я-концепции», уголовной стратегии построения отношений с миром «Не верь, не бойся, не проси» и может изменить всю его жизнь. Ранец, который он получит – это символ того, что в мире всегда есть те, к кому можно обратиться за помощью и поддержкой, всегда есть смысл ждать помощи, обращаться за ней и безвозмездно ее получать. «Ранец» (в широком смысле слова – как символ) может стать для этого ребёнка точкой опоры, может помочь ему прервать негативную социальную историю в семье. В этом сила справедливости. Но это всегда работа в долгую, которая редко дает немедленный эффект, эффект должен накопиться прежде чем он сработает (закон перехода количества в качество).
Для специалиста такое понимание природы своих действий наполняет работу смыслом, дает ответ на часто задаваемый вопрос - зачем мы помогаем «алкашам, а не работягам». Это возможность минимизации риска эмоционального выгорания, еще В. Франкл говорил, что «смысл важнее счастья».
Ценность СПРАВЕДЛИВОСТЬ в практике работы с семьями помогает специалисту получить обоснованный профессиональный ответ (даже если его личные ценности против этого) на вопрос: «Почему я здесь? Почему я вмешался в жизнь этой семьи? Что является основной проблемой, которую я должен решить?». Правильное понимание проблемы случая над которой мы с командой работаем, позволит точно выбирать направления работы с семьей, отделить важные мероприятия от второстепенных и пр Обоснованные ответы на эти вопросы позволят специалистам сэкономит массу сил, времени ресурсов и в итоге быстрее и с меньшими затратами прийти к намеченным целям работы с конкретной семьей.
СВОБОДА. Если это профессиональная ценность – значит, я разговариваю с клиентом как со свободным человеком. Что это такое – свободный человек
. Свободный человек имеет право, может и умеет самостоятельно выбирать свои цели, определять свое поведение, самостоятельно контролировать свои действия и отвечать за их последствия. Отсутствие возможности сделать самостоятельный выбор лишает свободу содержательного наполнения. Иногда ситуация «по жизни» складывается так, что человек может сделать выбор, имеет для этого, на первый взгляд, мотивы и ресурсы, но при этом может не знать всех доступных ему вариантов. Он может не иметь доступа к актуальной для обоснованного выбора информации или так случилось, что ему предоставили неверную информацию. В других случаях он может не обладать необходимыми материальными средствами, для осуществления сделанного им выбора (в силу бедности или других факторов). Часто причиной могут быть личностные особенности человека (низкая самооценка, конфликтность, неумение принимать помощь). Во всех этих и других случаях возникает риск нарушения социальной адаптации, возникают трудности в выполнении своих обязательств, в том числе как родителя.
Как поддержать в процессе работы наших клиентов в обретении ими своей ценности свободы? Для этого мы можем:
помочь обращающимся за нашей помощью людям в полной мере узнать и понять не только всю полноту их прав, но и обязательств, возникающих в связи с осуществлением свободы своего выбора, последствий их не выполнения.
научить их справляться с трудными ситуациями, использовать открывающиеся перед ними возможности, брать на себя ответственность и инициативу и мобилизовать свои силы.
содействовать становлению и развитию личности путем создания специальных услуг, которые утверждают и поддерживают предельно полное выражение этой свободы.
признать сами, что свобода не может существовать без элементарной грамотности и образованности, и помочь осознать это нашим клиентам, а также подвигнуть их к тому, чтобы они делали все от них зависящее для повышения уровня своего образования.
Для детей ценность «свобода» имеет несколько иной смысл.
Они не имеют всех тех свобод, прав на самоопределение и сопутствующих обязанностей, которые доступны взрослым. Для детей быть свободными — значит иметь возможность нормально расти и развиваться. А для этого нужно, чтобы они не подвергались насилию, чтобы взрослые не пренебрегали их базовыми потребностями, чтобы они росли в благополучных семьях, где они ощущают себя в безопасности и где им обеспечены надлежащий уход и воспитание. Свобода — это прежде всего право выбора, а право выбора дети имеют только тогда, когда они находятся в благоприятной семейной среде, где им не угрожают насилие, небрежение и эксплуатация.
Что это дает специалисту. Приятие специалистом обоснованности ценности СВОБОДА позволяет принять то, что люди могут быть другими, они могут мне не нравиться – от этого они не становятся «неправильными или плохими». Поэтому наличие у родителей поведения или в их семье правил, которые мне не нравится – это не повод начать или продолжить интервенцию в эту семью. Единственный повод это сделать – наличие ФАКТОВ, которые подтверждают случаи/риск нарушения прав и законных интересов детей. Принятие ценности СВОБОДА позволяет освоить важную для социальной работы культурную компетентность. Это умение отличать жесткое обращение от культурных особенностей конкретной семьи, которых придерживается семья: они просто другие, и имеют на это право.
Осознание специалистами этой ценности позволяет точно определять момент начала и завершения интервенции в семью, делать это на основании зафиксированных в процессе оценки семейной ситуации именно в этой семье фактов нарушения прав ребёнка и/или высокого и среднего риска жесткого обращения с ним. Это позволяет минимизировать влияние личных установок специалиста на принятие профессионального решения о начале и завершении работы в семье.
Специалисту необходимо принять тот факт, что родители свободны воспитывать детей так, как считают сами, за исключением случаев, когда выявлено и зафиксировано, что именно их действие/бездействие наносит вред ребёнку. Это позволяет максимально правильно выбирать цели для вмешательства в семейную ситуацию, отделить профессиональные цели от личной негативной оценки: я сейчас хочу это исправить потому что это поведение/ситуация наносит вред ребёнку, или это просто мне не нравится? Есть ли у меня факты и обоснованные суждения, что это поведение/ ситуация наносят вред ребенку?
Такой анализ своей профессиональной активности позволит специалисту снизить количество необоснованных действий, сэкономит силы и ресурсы, часто существенные и снизит риск эмоционального выгорания.
Ценность СВОБОДА в практике работы с семьями помогает специалисту получить обоснованный профессиональный ответ (даже если его личные ценности против этого) на вопрос: «Есть ли основания вмешиваться в семейную ситуацию? Насколько времени я в этой семье? Есть ли основания для продолжения работы»
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ (СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) Есть определение социальной работы, принятое Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников
27 июня 2001 года в
Копенгагене. В нем сказано, что «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в
обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных
систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением». Это означает, что «... социальные работники помогают людям... разрешать встающие перед ними проблемы, чтобы жизнь приносила им большее удовлетворение». Что отсюда вытекает в применении к этой важнейшей ценности социальной работы? Если по определению социальные работники обязаны помогать людям решать социальные проблемы, тем самым повышая качество их жизни, то разглядеть в этом этическую подоплеку отнюдь не сложно. Одной из базовых ценностей социальной работы является обязанность социальных работников помогать другим людям улучшать их жизнь в обществе.
Чувство, что в каждом из нас есть частица другого человека и что поддержка, забота и помощь людям являются неотъемлемыми человеческими чертами, облагораживает и делает лучше нас самих. До конца не ясно, что заставляет нас проявлять человеколюбие и брать на себя социальную ответственность. Каждый из нас может выбрать по своему усмотрению любой из следующих вариантов: богоданная особенность; просвещенный эгоизм; гуманистическое обязательство, продиктованное природным законом; базовый феномен, связанный с генетической наследственностью; необъяснимая, но неотъемлемая человеческая черта; возможно, просто следствие индивидуального духовного озарения. Независимо от своего выбора для сотрудников организаций системы защиты прав детей эта ценность является главным этическим императивом. Социальные работники, как с моральной, так и с профессиональной точки зрения вносят своей работой вклад в благополучие других людей. В социальной работе во всех странах это считается базовой ценностью и, пожалуй, наиболее существенным моральным обязательством.
Наши социальные обязательства перед детьми вряд ли требуют отдельных доказательств. Мы производим их на свет; они не могут выбирать свои жизненные обстоятельства, они во многом нуждаются, они полностью беззащитны, они не могут сами защищать свои права и интересы, в конце концов, они полностью зависят от доброй воли тех, кто находится рядом с ними. Как следствие, наша социальная ответственность перед детьми, вне всяких сомнений, должна считаться нашим самым значимым моральным обязательством.
Таким образом, ценность ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ (СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ) гласит, что люди должны помогать тем, кто сейчас слаб и не может самостоятельно реализовать свои права, обеспечить базовые потребности. Отказ от этого грозит тем, что вместо помощи слабым общество начнет экономить средства, выделяемые на поддержку для решения актуальных проблем сегодняшнего дня. Это очень скользкая дорога – сегодня сэкономим на безнадежно больных, завтра на тяжёлых, послезавтра – на пожилых… Это путь в общество сегрегации и фашизма. Социальная политика, построенная на ценностях социальной работы, ставит вопрос в принципиально другом ключе – не как сэкономить, а как найти средства, как сделать, чтобы их было больше. Решение поставленной задачи в таком ключе заставляет общество стать эффективнее, усовершенствовать процессы государственной жизнедеятельности. В итоге, в результате реализации такой социальной политики, общество «вынуждено» развиваться. Социальная работа и профилактика семейного неблагополучия – неотъемлема часть именно такой социальной политики. Наличие развитой и эффективной системы социальной поддержки увеличивает число активных членов общества. Истории успеха отдельных семей, клиентов, которые преодолели свои проблемы – подвигает к активной позиции десятки других. Одна из основных причин хронического семейного неблагополучия – неверие в возможность изменений в своей жизни, в поддержку со стороны «посторонних» людей, отсутствие в опыте семьи успешных попыток изменений. Эффективная работа специалистов по социальной работе опровергает поговорки про яблоки и яблони, про осины и апельсины. Мы своей успешной работой по оказанию поддержки тем, кто в ней нуждается, дарим надежду в то, что мир становится добрее. Ведь с каждым годом мы начинаем помогать тем, кто раньше не имел доступа к помощи.
Значение для специалиста Ценность ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ в практике работы с семьями помогает специалисту получить обоснованный профессиональный ответ (даже если его личные ценности против этого) на вопрос: Зачем мы все это делаем! Зачем мы возимся с ними!
Мы это делаем потому, что если мы люди, то понятия СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ и УВАЖЕНИЕ для нас не пустой звук – мы должны помогать этим людям: не отвечать за их жизнь, а помогать. Именно это будет способствовать доверию к нам, безопасности обращения к нам за поддержкой и поможет нам самим остаться эффективными в своей работе. Приверженность этой ценности в итоге формирует имидж нашей работы, это определяет как мы выглядим в глазах наших благополучателей. Это обеспечивает возможность профилактики семейного неблагополучия, т.к. родители не бояться обращаться за социальной поддержкой на самых ранних стадиях кризиса, тогда они приходят к нам за помощью в самом начале кризиса и у специалистов появляется возможность работать с ресурсными семьями, готовыми к сотрудничеству и к изменениям. именно тогда у нас есть возможность видеть результаты своего руда и его общественное призвание. А это именно то, что нужно альтруисту, что бы уважать себя, чувствовать себя свободным и справедливым человеком.
В заключении хочется сказать еще раз, что профессиональные ценности – это просто как нужно думать про клиента во время работы. Это не призыв вступить в общество/церковь/ секту Святых и Безгрешных. Это приглашение в клуб эффективных специалистов по социальной работе; клуб специалистов, у которых есть слабости (профессиональные и человеческие); есть ошибки, срывы и просчеты, но для которых важно что бы их работа постепенно становилась более качественной, эффекты от помощи более стабильными. При этом, что бы эффективная работа оставляла силы для дома, для детей и близких, для личной жизни и успехов в ней; что бы работа не превращалась в ежедневное наказание и испытание.
Многолетняя практика применения описанных выше принципов говорит, что это возможно: работать с семьями, где родители злоупотребляют алкоголем и испытывать удовольствие от этой работы, рассказывать о своей работе с ЭТИМИ семьями и искренне улыбаться.